Коробка передач – 24F + 12R, механическая, ступенчатая, с шестернями постоянного зацепления, диапазонная (четыре диапазона переднего хода и два диапазона заднего хода). Переключение шести передач в каждом из четырех диапазонов переднего хода и двух диапазонов заднего хода осуществляется с помощью синхронизаторов, переключение диапазонов – зубчатыми муфтами и синхронизаторами. Коробка передач (КП) обеспечивает 24 передачи переднего хода и 12 передач заднего хода, а также привод переднего ведущего моста (ПВМ).
Основные элементы коробки передач:
— корпус коробки передач;
— узел передач;
— вал пониженных передач и заднего хода;
— блок шестерен;
— вторичный вал;
— механизм управления;
— привод ПВМ;
— вал заднего ВОМ
— гидросистема.
Узел передач состоит из первичного вала и промежуточного вала.
На первичный вал на игольчатых подшипниках устанавливаются ведущие шестерни пятой, шестой, третьей и четвертой передач. Зубчатый венец вала – первая передача, соседняя шестерня – вторая передача. На шлицах вала устанавливаются одноконусные синхронизаторы, управление которыми обеспечивается через вилки, поводки и рычаги из кабины трактора.
На промежуточный вал устанавливаются ведомые шестерни, шестерни первой и второй передач устанавливаются на игольчатые подшипники. На зубчатом венце промежуточного вала устанавливается муфта, которая через вилку, поводок и рычаг в кабине трактора обеспечивает включение диапазона «В». Внутри промежуточного вала располагается вал привода ВОМ, который одним шлицевым концом соединяется со шлицами вала в муфте сцепления, а с другой стороны с деталями редуктора ВОМ.
На валу пониженных передач и заднего хода установлены шестерни первого и второго диапазона переднего и заднего хода, на втулке располагается муфта, перемещение которой через систему поводок — вилка — рычаг обеспечивается в кабине трактора.
На валу блока шестерен на шлицах установлены связующие шестерни, а на игольчатых подшипниках устанавливается шестерня привода ПВМ.
На вторичном валу на игольчатые подшипники устанавливаются сварные шестерни и двухконусный синхронизатор, с помощью которого и обеспечивается включение повышенной / пониженной ступени редуктора КП «H-L».
В корпусе устанавливается вал привода ПВМ с полумуфтой, втулкой и фрикционом ПВМ.
Для исключения возможности запуска двигателя при включенной передаче на тракторе установлено специальное блокирующее устройство. При включении диапазона механизм блокировки размыкает контакты выключателя (датчика) и разрывает цепь промежуточного реле стартера и тягового реле стартера (отключает «минус»).
Механизм управления КП состоит из механизма переключения передач и механизма переключения диапазонов с электрогидравлической системой переключения высшей «Н» и нижней «L» ступеней редуктора КП.
Механизм переключения передач смонтирован в узле передач, корпусе вилок и в корпусе механизма управления.
Механизм переключения диапазонов смонтирован в корпусе коробки передач и корпусе механизма управления. Механизм переключения высшей и низшей ступеней редуктора коробки передач смонтирован на крышке механизма переключения.
Управление диапазонами «L-H» осуществляется с помощью гидравлического цилиндра. Подключение цилиндра к гидравлической системе производится клапаном гидрораспределителя.
Органы управления КП расположены в кабине трактора:
— переключение диапазонов осуществляется с помощью рычага А (рисунок 3.3.7);
— переключение передач переднего и заднего хода осуществляется с помощью рычага Б;
— с помощью кнопок на рычаге переключения передач Б осуществляется включение низшей и высшей ступени редуктора «L-H».
механическая, ступенчатая
Рисунок – Схемы переключения передач и диапазонов коробки передач